о проекте:
Сайт iPolitics - один из первых в российском интернете проектов, посвященных изучению международных отношений, регионоведения и политологии. На страницах сайта собраны материалы, необходимые как студентам для успешного изучения дисциплин группы международных отношений (истории, международного права и политологических предметов), но и для экспертов, желающих познакомиться с отдельными статьями и экспертными подборами. В рубрике-блоге "Записки Петербургского Международника" автор проекта представляет свою точку зрения по актуальным проблемам современных международных отношений и внутренней политики России.



Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года
Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года
Настоящие Основы конкретизируют и развивают положения Военной доктрины Российской Федерации, Федерального закона "Об обороне", Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Основ (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года. Их правовой основой являются Конституция Росси.

Настоящие Основы конкретизируют и развивают положения Военной доктрины Российской Федерации, Федерального закона "Об обороне", Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Основ (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года. Их правовой основой являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации и принятые ею международные обязательства.

Общее руководство разработкой и реализацией настоящих Основ осуществляет Президент Российской Федерации.

Государственные интересы Российской Федерации в Мировом океане и ее военно-морская деятельность

Государственные интересы Российской Федерации в Мировом океане определяются геополитической значимостью Мирового океана для страны и представляют собой совокупность политических, экономических и собственно военных интересов государства.

Значимость военно-морской деятельности для Российской Федерации обусловлена следующими основными факторами: значительной протяженностью государственной границы Российской Федерации на море; сосредоточением большей части разведанных углеводородных запасов Российской Федерации на ее континентальном шельфе; наличием в российских водах значительных запасов разнообразных биологических ресурсов; проживанием в прибрежных районах более половины населения Российской Федерации.

Государственные интересы Российской Федерации в Мировом океане формируются с учетом сложившихся в мире тенденций в области изучения, освоения и использования Мирового океана, основными из которых являются: возрастание роли Мирового океана в решении различными государствами и военно-политическими блоками важнейших для них задач в политической, военно-стратегической, экономической, социальной, научной, культурной и других сферах; обострение конкуренции между развитыми странами мира за доступ к ресурсам Мирового океана и стремление к контролю за его стратегически важными районами и зонами; усиление влияния военно-морского потенциала государств, в том числе ядерного, на соотношение сил в мире, сохранение стратегической стабильности, ход и исход войн и вооруженных конфликтов; углубление мировой интеграции и международного разделения труда на мировом рынке морских товаров и услуг.

6. Государственные интересы Российской Федерации в Мировом океане предусматривают:

а) в политической сфере: обеспечение гарантированного доступа Российской Федерации к ресурсам и пространствам Мирового океана, исключение дискриминационных действий в отношении ее или ее союзников со стороны отдельных государств или военно-политических блоков; недопущение доминирования каких-либо государств или военно-политических блоков в пространствах Мирового океана, имеющих важное значение для реализации государственных интересов Российской Федерации, особенно в прилегающих морях; урегулирование на выгодных для страны условиях имеющихся политических и международно-правовых проблем использования Мирового океана; консолидацию усилий государств на мирном освоении и использовании Мирового океана.

б) в экономической сфере: освоение и рациональное использование природных ресурсов Мирового океана в целях социально-экономического развития страны; формирование и обеспечение эффективного функционирования морских (речных) транспортных коммуникаций; обеспечение выгодных для Российской Федерации условий участия в международном разделении труда на рынке товаров и услуг; поддержание необходимого научно-технического, промышленного и кадрового потенциала, обеспечивающего военно-морскую деятельность.

Собственно военные интересы Российской Федерации в Мировом океане имеют целью обеспечение гарантированной защиты всего спектра ее государственных интересов в Мировом океане.

Актуальность защиты государственных интересов Российской Федерации в Мировом океане возрастает вследствие существенного изменения геополитической ситуации в мире и возникновения новых угроз безопасности Российской Федерации в области морской деятельности, основными из которых являются:

ограничение возможности выхода Российской Федерации к ресурсам и пространствам Мирового океана, международным магистральным морским коммуникациям, особенно в Балтийском и Черном морях;

активизация военно-морской деятельности ведущих морских держав, изменение соотношения военно-морских сил не в пользу Российской Федерации, совершенствование боевых возможностей группировок военно-морских сил ведущих зарубежных государств,

экономическое, политическое и международно-правовое давление на Российскую Федерацию с целью ограничения ее морской деятельности;

расширение масштабов несанкционированной добычи природных морских ресурсов страны, резкое возрастание иностранного влияния на ее морскую деятельность;

неурегулированность целого ряда сложных международно-правовых вопросов, касающихся, в первую очередь, правового статуса Каспийского, Азовского и Черного морей, наличие территориальных претензий к Российской Федерации со стороны ряда сопредельных государств;

увеличение темпов отставания от зарубежных государств качественных и количественных показателей российского морского вооружения.

7. Российская Федерация для защиты своих государственных интересов в Мировом океане должна обладать соответствующим морским потенциалом.

Основу морского потенциала Российской Федерации составляют: Военно-Морской Флот; органы морской охраны Федеральной пограничной службы Российской Федерации; гражданский морской флот (в том числе торговый, промысловый, ледокольный, гидрографический, научно-исследовательский, поисково-спасательный, дноуглубительный, учебно-производственный); прибрежно-портовая морская (речная) инфраструктура, в том числе за рубежом; навигационно-гидрографические, гидрометеорологические системы, системы связи и другие обеспечивающие судоходство системы; промышленно-производственная, экспериментально-испытательная, научная и ремонтная базы, обеспечивающие морскую деятельность Российской Федерации; система учебных заведений для подготовки специалистов морского профиля, профессионально подготовленные кадры.

Опираясь на морской потенциал, Российская Федерация может ускорить становление своей экономики, укрепить оборонную мощь, обеспечить эффективное развитие научной, экономической и социальной сферы.

Главные цели и основные принципы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности

8. Главными целями политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности являются: реализация и защита государственных интересов Российской Федерации в Мировом океане, сохранение за ней статуса мировой морской державы; развитие и эффективное использование военно-морского потенциала Российской Федерации.

9. В основу достижения этих целей положены следующие основные принципы: централизованное государственное управление военно-морской деятельностью на основе единой государственной политики; эффективность прогнозирования, своевременность раскрытия, идентификации и классификации военных угроз Российской Федерации в Мировом океане; адекватность реагирования с применением как военных, так и невоенных мер на военные угрозы Российской Федерации и ее союзникам с морских и океанских направлений; достаточность необходимых для защиты государственных интересов Российской Федерации в Мировом океане сил, средств и ресурсов, обеспечение их готовности к применению по предназначению; сбалансированность развития морских сил ядерного сдерживания и сил общего назначения; независимость военно-морской деятельности Российской Федерации от иностранных государств; ненанесение ущерба международной безопасности, соответствие военно-морской деятельности законодательству Российской Федерации и принятым ею международным обязательствам.

Приоритетные направления политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности и меры по их реализации



Материал опубликован:
Внимание! К этой статье приложен файл 
Вы можете загрузить файл, нажав на эту ссылку.

Отправьте нам Ваше мнение или задайте вопрос!

Ваше Имя

Максимальный размер отправляемого сообщения: 700 символов, HTML, javascript запрещены.



Укажите результат вычисления с картинки:




Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года

Читайте похожие материалы в разделах:
Теги:
Раздел: »» Политика »» Внешняя политика
Регион: »» Каталог »» Россия »» Общероссийское

Материал опубликован:


ПОДРОБНОСТИ
ПО ТЕМЕ
Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года

    НАМ ПИШУТ:

    Международные отношения:
    © 2003-2019, iPolitics.ru. Некоммерческий научно-образовательный проект-библиотека «iPolitics.Ru».
    © 2009-2019, Дмитрий Леви и соавторы авторского экспертного блога петербургского политолога Д.Леви «Записки Петербургского Международника».
    Копирование материалов допускается с письменного согласия редакции сайта или при условии обязательной установки активной видимой гипер-ссылки на сайт iPolitics.ru.

    Все представленные материалы опубликованы исключительно для учебно-просветительских целей и являются заблуждениями своих авторов. Материалы размещаются с согласия правообладателей (авторов) или собраны из открытых источников. С вопросами, сомнениями, претензиями и предложениями о размещении материалов - пишите в редакцию сайта.