о проекте:
Сайт iPolitics - один из первых в российском интернете проектов, посвященных изучению международных отношений, регионоведения и политологии. На страницах сайта собраны материалы, необходимые как студентам для успешного изучения дисциплин группы международных отношений (истории, международного права и политологических предметов), но и для экспертов, желающих познакомиться с отдельными статьями и экспертными подборами. В рубрике-блоге "Записки Петербургского Международника" автор проекта представляет свою точку зрения по актуальным проблемам современных международных отношений и внутренней политики России.



О расширении ЕС
О расширении ЕС
.

 мая этого года стало не просто днем международной солидарности трудящихся, днем труда, праздником весны и т.д., но днем, коренным образом поменявшим границы Европы – восемь стран Восточной Европы, бывшие союзники СССР и даже некоторые бывшие советские социалистические республики, вступили в Европейский союз.

Предпосылкой этого события, безусловно, можно считать окончание холодной войны. Существование Советского союза и его зоны влияния делало невозможным вливание государств-членов социалистического лагеря в ряды организации, считавшийся в Советском союзе экономической подпоркой НАТО, и с которой до конца 80-х не было установлено официальных отношений. Сохранение СССР и социалистического лагеря, скорее всего, не остановило бы развитие процесса интеграции, не смогло бы воспрепятствовать расширению. Но это было бы совсем другое расширение. Стоит вспомнить, что на момент окончания холодной войны был всего один кандидат на вступления в тогда еще Европейские сообщества – а именно Турция. Скорее всего, Турция, в конце концов, смогла бы выполнить требования европейских институтов, которые, наверно, сделали бы для нее какие-то послабления, как это было в случае со вступлением в Сообщества Греции, Испании и Португалии. И возможно сегодня Турция бы праздновала бы свое вступление в ЕС. Но все обернулось иначе.

Распад Советского союза, Организации Варшавского договора, СЭВ и окончание идеологического противостояния сделал возможным, во-первых, присоединение к Евросоюзу нейтральных государств, что и произошло в 1995 г., и, во-вторых, последнее расширение, которое, конечно, раздвинуло границы ЕС не только на восток, но и на юг. Но все же именно продвижение европейской интеграции на восток, непосредственно на территорию бывшую зоной советского влияния и даже собственно на территорию Советского союза представляется особенно значимым в плане изменения границ Европы.

С новым расширением Евросоюз вплотную приблизился к России. Раньше единственная общая граница с ЕС у нас была на северо-западе – граница с Финляндией. Теперь протяженность общей границы увеличилась до 2 200 километров, а Калининград и вовсе оказался в окружении стран-членов Евросоюза.

Расширение ЕС на восток поставило перед Россией несколько задач. В целом, их можно разделить на две категории: во-первых, более прикладные задачи, связанные с развитием собственно экономических отношений между Россией и ЕС, во-вторых, более глобальные задачи конструирования будущего между Россией и ЕС. Первый комплекс задач связан с проблемой экономических последствий расширения для России. Второй – подразумевает выбор модели развития отношений между Россией и ЕС, постановку конечной цели, к которой Россия будет стремиться и в соответствии с которой будет строить свои отношения с Евросоюзом.

Вопрос об экономических последствиях расширения для России получил весьма неоднозначную оценку в России и за рубежом. С одной стороны, российские аналитики в основном обращали свое внимание на негативные последствия: повышение таможенных тарифов, количественные ограничения, проблема транзита товаров через территорию новых стран-членов, подрыв конкурентоспособности российский сельскохозяйственных товаров в результате субсидирования экспорта новых членов и т.д. Назывались огромные цифры, которые Россия будет терять ежегодно. Правда, объемы предполагаемых потерь, вычисляемые разными аналитиками, существенно отличались. С другой стороны, официальные лица Евросоюза в один голос утверждали, наоборот, Россия только выиграет от расширения: тарифы не увеличатся, а в среднем даже уменьшатся, количественные ограничения наоборот исчезнут (в тех случаях, когда в отдельных новых членах раньше такие ограничения существовали), российский бизнес имеет хорошо отлаженный доступ на рынки стран, вступающих в ЕС, следовательно, после расширения это будет доступ сразу на весь единый европейский рынок. Одним словом, больше возможностей для торговли с Евросоюзом, в итоге в долгосрочной перспективе обязательно следует ожидать экономических прибылей. Однако, официальную Россию эти уверения не убедили. Москва заявила о своей озабоченности возникшей ситуацией и предъявила список проблем, представляющихся ей наиболее серьезными для российской экономики. В результате довольно жестких переговоров сторонам удалось договориться и до расширения согласовать наиболее спорные вопросы. Как отметил министр иностранных дел России, С. Лавров, после встречи с европейскими коллегами в Люксембурге, негативные последствия расширения были сведены к минимуму. Так что этот комплекс задач в целом удалось решить.

Другая важная задача – развитие дальнейших отношений с Евросоюзом. Первый вопрос, возникающий в этой связи – место России в процессе европейской интеграции. Необходимо ли России ориентироваться на то, чтобы в долгосрочной перспективе вступить в Евросоюз, или же нашей стране для реализации своих интересов будет достаточно участвовать в едином европейском рынке, наконец, не следует ли России попытаться выстроить новую модель отношений с Евросоюзом. Сегодня отношения с ЕС выстраиваются на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, подписанном в 1994 г. на острове Корфу, а согласованном еще раньше, которое во многом уже устарело и не соответствует сегодняшнему уровню отношений, сильно изменившихся за десятилетний период, и не вполне соответствует интересам сегодняшней России, также прошедшей длинный путь эволюции за последние годы. Кроме того, одновременно реализуются или формируются еще ряд программ, которые потенциально могут способствовать развитие отношений между Россией и Евросоюзом. Прежде всего, речь идет о Северном измерении, инициированном нашим северным соседом, но в последнее время заметно сокращенного. Затем предложенное Польшей еще до формального вступления в ЕС Восточное измерение, которое все же напрямую затронет только самую западную часть России – Калининградскую область. Наконец, новая концепция развития отношений с новыми соседями – «Широкая Европа» - «круг друзей» еще требует существенной доработки и опять-таки эта концепция имеет отношение только к отдельным регионам России. Кроме того, России следует определиться, насколько ей хотелось бы, чтобы ее отношения с ЕС рассматривались преимущественно именно в рамках данной концепции, которая несколько нивелирует значение особых отношений с Россией. Возможно, наиболее удачной моделью этих отношений является концепция, инициированная на Санкт-Петербургском саммите в мае прошлого года, предлагающая создание неких общих структур, в рамках которых можно было бы развивать дальнейшее сотрудничество - четырех общих пространств между Россией и Евросоюзом (в экономической сфере, во внутриполитической сфере, в вопросах безопасности и в области науки, образования и культуры).

Реализация этой модели делает возможным постепенное сближение России и Европейского союза или скорее приближение России к Европейскому союзу, учитывая, что по большей части речь идет о распространении европейского законодательства на Россию. К подобной ситуации необходимо относиться конструктивно. Следует понимать, что это достаточно традиционный подход ЕС в отношении стран, пытающихся с ним как-то сблизиться. В долгосрочной перспективе такое приближение и постепенное включение России в процесс европейской интеграции необходимо, однако, нельзя недооценивать и определенные негативные последствия этого сближения. Поэтому решающее значение приобретают методы и темпы сближения.

 



Материал опубликован: Н.Г.Заславская. (к.и.н. факультет международных от

Отправьте нам Ваше мнение или задайте вопрос!

Ваше Имя

Максимальный размер отправляемого сообщения: 700 символов, HTML, javascript запрещены.



Укажите результат вычисления с картинки:




О расширении ЕС

Читайте похожие материалы в разделах:
Теги:
Регион: »» Записки Петербургского Международника »» Блог Дмитрия А. Леви

Материал опубликован: Н.Г.Заславская. (к.и.н. факультет международных от


ПОДРОБНОСТИ
ПО ТЕМЕ
О расширении ЕС

    НАМ ПИШУТ:

    Международные отношения:
    © 2003-2019, iPolitics.ru. Некоммерческий научно-образовательный проект-библиотека «iPolitics.Ru».
    © 2009-2019, Дмитрий Леви и соавторы авторского экспертного блога петербургского политолога Д.Леви «Записки Петербургского Международника».
    Копирование материалов допускается с письменного согласия редакции сайта или при условии обязательной установки активной видимой гипер-ссылки на сайт iPolitics.ru.

    Все представленные материалы опубликованы исключительно для учебно-просветительских целей и являются заблуждениями своих авторов. Материалы размещаются с согласия правообладателей (авторов) или собраны из открытых источников. С вопросами, сомнениями, претензиями и предложениями о размещении материалов - пишите в редакцию сайта.